Особенности работы тренера-преподавателя по пауэрлифтингу со спортсменами с ограниченными возможностями (ПОДА и незрячие).
Кострюков В.В.
Чебоксары
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам и в России. Сегодня адаптивный спорт выходит на новый уровень развития, и связано это с тем, что растет внимание государства к людям с ограниченными возможностями. Заметно выросло число спортивно-массовых мероприятий, у инвалидов появляется больше возможностей участвовать в различных соревнованиях, а набор спортивных дисциплин с каждым годом отличается все большим разнообразием. Вместе с тем, проводимая государственными и общественными организациями работа не решает в должной мере проблему физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Имеющийся в стране кадровый потенциал используется в этих целях пока недостаточно.
Основные направления работы с инвалидами в России еще не обрели статуса социально значимого общественного института. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов на наш взгляд являются:
· недостаточный объем научных исследований, отражающих специфику работы с инвалидами;
· отсутствие необходимого методического обеспечения, специальной литературы по особенностям подготовки инвалидов в спорте и, в частности, в пауэрлифтинге;
· недостаточное наличие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
· недостаток профессиональных кадров.
В России существуют спортивные организации, развивающие физическую культуру и спорт для лиц с ограниченными возможностями: Паралимпийский и Сурдлимпийский комитеты, федерация спорта слепых России, федерация физической культуры и спорта России с ПОДА и т.д.
Жим лежа среди инвалидов с ПОДА является Паралимпийским видом спорта и проводится под эгидой Международного Паралимпийского комитета (IPC) в нашей стране – под эгидой Паралимпийского комитета России (ПКР).
В соответствии с международными классификационными требованиями по пауэрлифтингу к соревнованиям допускаются: ампутанты классов от А1 до А4; ‘прочие’ с минимальными нарушениями; спортсмены с церебральным параличом; спортсмены с повреждением позвоночника. Участники соревнований должны быть способны полностью распрямить руки в локтевых суставах. Допускается потеря этой способности не более, чем на 20 градусов в каждом локтевом суставе. Соревнования между атлетами проводятся в 10 весовых категориях. Любому спортсмену разрешено фиксироваться к скамье с помощью ремней от лодыжек до бедер. Использование подушек под колени запрещено для всех, кроме атлетов с ДЦП (клин).
Правила для проведения соревнований по пауэрлифтингу для спортсменов с нарушением зрения являются идентичными тем, которые были приняты Международной федерацией пауэрлифтинга за исключением некоторых изменений, призванных сделать условия соревнований наиболее подходящими для незрячих спортсменов.
Все спортсмены должны пройти медицинское обследование и получить допуск врача к тренировкам и участию в соревнованиях по пауэрлифтингу, особенно это касается тех спортсменов, которые страдают диабетической ретинопатией.
Спортсмены с нарушением зрения соревнуются в объединенном классе (В1, В2 и В3).
Слепым и слабовидящим атлетам может быть оказана помощь тренера при выходе к скамье для жима и уходе с нее.
Особенности патологий спортсменов-инвалидов неизбежно накладывают отпечаток не только на правила соревнований, но и на процесс спортивной подготовки.
Так, у спортсменов с ПОДА значительно сужен круг использования практического метода в связи с ограниченной подвижностью и мобильностью атлета, что ограничивает вариативность применяемых средств тренировки и может привести к застою в результатах. Выходом из такой ситуации может стать использование переменных отягощений (цепей, пружин) и изменение внешних условий выполнения подъема штанги (бруски различной толщины в жиме лежа, ограничивающие ход грифа штанги).
При работе с незрячими атлетами практически отсутствует наглядный метод, но широко используются словесные методы и методы направленного прочувствования двигательного действия, повышающие организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия; выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия; использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела и различные моменты выполнения движения.
Еще одной важной специфической особенностью работы со спортсменами инвалидами является необходимость практически постоянного присутствия тренера и помощи с его стороны, как во время выполнения упражнения, так и в периоды отдыха. Основной формой организации занятий с инвалидами является индивидуальная, исключающая возможность выполнения заданий самостоятельно.