Арсенал тренировочных средств в пауэрлифтинге.
Кострюков В.В., Пьянзин А.И.
ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»
В нашей стране пауэрлифтинг вместе восточными единоборствами и бодибилдингом поначалу попал в разряд «буржуазных» видов спорта. Считалось крамольным произносить вслух само слово пауэрлифтинг. Поэтому новый вид спорта сразу же «ушел в подвал», а для того чтобы не закрывали оборудованные силами энтузиастов залы, пришлось называть его атлетической гимнастикой [1]. Основными средствами атлетической гимнастики являются упражнения с отягощением, дополняемые другими средствами физического воспитания [8]. При этом постоянно подчеркивалось, что отечественная атлетическая гимнастика ни в коем случае не должна брать на вооружение методы и средства, разработанные в западном культуризме. Но, несмотря на все преграды, атлетизм приобретал все большую популярность. Старт этому дали публикации в журнале «Спортивная жизнь Россия». Затем стали выходить книги, посвященные атлетической гимнастике, а в журнале «Физкультура и спорт» и в некоторых других изданиях публиковались комплексы упражнений. Постепенно атлетизм принял характер настоящего массового движения, которое неуклонно ширилось. Поняв это, власти решили взять дело под свой контроль и направить его в «должное» и «нужное русло». …Новый вид спорта после долгих «исправлений» оформился как пауэрлифтинг [1]. Этот сравнительно молодой вид спорта состоит из трех движений: приседания со штангой на плечах, жима лежа на горизонтальной скамье и становой («мертвой») тяги. На соревнованиях спортсмену для выполнения каждого движения дается по 3 зачетных попытки. В зачетную таблицу идет лучшая (с большим поднятым весом) из попыток. Существующая таблица разрядных нормативов позволяет присуждать разряды в зависимости от суммы лучших попыток.
Спорту присущи специфические социальные функции [5; 7], среди которых соревновательно-эталонная является одой из наиболее значимых. Она направлена на выявление, сравнение и оценку человеческих возможностей в процессе состязаний. Реализация функции отражается в динамике соревновательных достижений и предполагает их неуклонный рост. Однако практика показывает, что темпы прогресса спортивных результатов в Чувашской Республике по пауэрлифтингу значительно снизились. Создавшаяся ситуация, показала не состоятельность некоторых теоретических положений в области методики тренировки. В результате образовался однобокий подход к тренировке, который привел к использованию неприемлемых способов повышения работоспособности спортсмена – применению допинга [3; 4]. Есть ли выход из данной ситуации? Для ответа на поставленный вопрос необходимо выделить существующие проблемы в современной практике этого вида спорта. Во-первых, уровень квалификации тренеров не соответствует современным требованиям. Во-вторых, до сих пор занятия проводятся с использованием морально устаревшего инвентаря и оборудования.
Чтобы разобраться во всем этом мы провели анкетирование ведущих тренеров Чувашской Республики по пауэрлифтингу. В анкету вошли следующие виды вопросов:
1) Общие данные о тренере (возраст, стаж работы, место работы, образование и т. д.);
2) Материально-техническая база;
3) Классификация соревновательных и специально-подготовительных упражнений, которые используются в пауэрлифтинге.
Целью нашей работы было рассмотреть классификацию физических упражнений, которые используются тренерами преподавателями в ходе составления тренировочных программ на всех уровнях подготовки спортсмена. Мы разбили упражнения на три группы: приседания со штангой на спине и его различные варианты; жим лежа со штангой и его различные варианты; становая тяга и ее различные варианты.
Все предложенные варианты упражнения для тренировки приседания со штангой были условно разбиты нами на 4 группы в зависимости от числа тренеров, отметивших их:
1. Приседания со штангой на плечах и на груди в обычной стойке; медленное приседание со штангой на плечах в обычной стойке с быстрым вставанием (отмечены 100% тренеров).
2. Приседания со штангой на плечах в обычной стойке с одной или двумя остановками; медленное приседание с медленным вставанием; приседание в ножницах; приседание в глубину (отмечены 80-99% тренеров).
3. Приседания на скамью в обычной стойке; приседания в уступающем режиме; полуприседания (отмечены 70-79% тренеров).
4. Приседания с узкой и широкой постановкой ног; приседания с цепями и др. (отмечены до 69% тренеров).
При тренировке жима лежа выделены следующие группы:
1. Соревновательный жим штанги лежа; жим прямым широким, средним, узким хватом; жим во взрывном режиме; негативный жим; дожимы в силовой раме; жим на наклонной скамье вверх, вниз головой.
2. Жим штанги из-за головы сидя, стоя; швунг.
3. Жим штанги лежа прямым хватом с паузой, с цепями; жим гантелей лежа.
4. Жим штанги лежа прямым хватом с пружинами, с валиком или досками различной высоты и др.
При тренировке становой тяги выделены следующие группы:
1. Тяга соревновательная, до колен, на подставке, с плинтов (гриф ниже колен).
2. Тяга с плинтов (гриф на уровне коленей); мертвая тяга.
3. Тяга до коленей с остановкой; тяга с плинтов (гриф выше коленей).
4. Тяга с остановками; тяга с цепями, с пружинами и др.
Исходя из данных анкетирования, тренеры используют обычный стандартный набор упражнений, забывая об их широкой вариативности. Необходимо отметить, что на наш взгляд упражнения 4 группы, т.е. упражнения с использованием цепей, пружин, валиков, досок и их разновидности, используются неоправданно мало.
Принцип вариативности нагрузок уходит корнями глубоко в историю. Еще Древние греки, совершенствуя «искусство подготовки к состязаниям», знали, что простое повторение не дает максимальных результатов, для этого требуется определенная вариация упражнений [2].
В настоящее время установлено, что реализация принципа вариативности в подготовке спортсменов позволяет формировать известный диапазон подвижности двигательного навыка и тем самым создает дополнительные резервы для дальнейшего роста технического мастерства спортсменов.
Подготовка квалифицированных спортсменов, имеющих большой стаж спортивных занятий, характеризуется относительно узким кругом специальных средств подготовки, большим объемом и интенсивностью нагрузок. Указанные факторы снижают эффективность тренировочного воздействия по мере роста спортивного мастерства, вследствие привыкания организма к сильным, но однообразным раздражителям. Следовательно, своевременное изменение количественных показателей работы или ее качественного содержания на основе критериев вариативности могут повлиять на сохранение темпов развития мастерства спортсменов. Для того чтобы спортсмен мог проявить максимум своих возможностей, в тренировочном процессе необходимо периодически менять условия выполнения движений, т. е. нужна вариация внешних условий.
Решение задач повышения спортивного мастерства в скоростно-силовых видах спорта сводится в основном к овладению элементами техники, в меньшей степени – к выработке ритма движений. При этом, существенно меньшее внимание уделяется развитию необходимой вариативности навыка, без которой невозможно добиться стабильности его проявления.
Вариативность и стабильность при обучении – две стороны одного процесса становления высокого уровня спортивно технического мастерства спортсмена [2].
Следовательно, одна из задач спортивной подготовки состоит в воспитании у спортсменов способности постоянно приспосабливаться к периодически меняющимся условиям тренировки. От этого в конечном итоге будет зависеть длительность процесса спортивного совершенствования и «потолок» спортивных достижений каждого атлета. Поэтому основополагающим принципом спортивного совершенствования должно быть не достижение определенной адаптации спортсмена к нагрузкам, а постоянное расширение ее границ с помощью варьирования средств и методов подготовки.
Литература:
1. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг: Учебное пособие. – М.: 2005. – 544 с.
2. Иванова Л.С. Вариативность в подготовке метателей. – М: Физкультура и спорт, 1987. – 112 с.
3. Пьянзин А.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов: - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. – 370 с.
4. Проблемы физического воспитания спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Сборник научных трудов / Материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 202 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК. – М: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
6. Якимов А.М. Допинг и спортивная наука // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №8. – С. 53.
7. Теория и методика спорта: учебное пособие для УОР / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж. К. Холодова. – М., 1997. – 416 с.
8. Калинаускас Р.В. Аспекты развития атлетической гимнастики в СССР. – М., 1988.